Bypassing government censorship   d5e09463     

Пантелеев Алексей Иванович (Пантелеев Л) - Тырса



Алексей Иванович Пантелеев
(Л.Пантелеев)
Тырса
Когда я с ним познакомился, мне было очень немного (а точнее -
семнадцать) лет, я очень мало знал, а в живописи и вовсе не разбирался.
Но и в то время Николай Андреевич Тырса казался мне чудом.
Он иллюстрировал несколько моих книг, в том числе "Республику Шкид".
Помню, как страшно меня тогда удивляло, почему о нем говорят как об ученике
французов, упоминают рядом с его именем имена мирискусников, импрессионистов
и еще каких-то "истов".
То, что он сделал с "Республикой Шкид", казалось (и кажется) мне
стоящим на грани волшебства.
Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком
гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести.
Шкидцев рисовали и после Тырсы - и у нас и за границей, и никому
никогда не удалось так верно, так легко, весело и победно схватить не только
фактуру, но и самый дух нашей беспризорной мальчишеской республики.
Не забуду, как поразило меня и моего соавтора, покойного Григория
Георгиевича Белых, почти фотографическое сходство многих персонажей повести,
людей, которых Николай Андреевич не видел и не мог видеть. Рисовал он,
полагаясь только на наш далекий от совершенства текст и на собственную
интуицию.
Похож президент нашей республики Викниксор, чертовски похожи Янкель,
Японец, Купец и другие аборигены Шкиды. А как верно, с каким необыкновенным
проникновением в то, что называется духом эпохи, написан Петербург начала
двадцатых годов! Какое все точное и какое все тогдашнее - и Нарвские ворота,
и старая Петергофская дорога, и шофер таксомотора, и малолетние уличные
торговки и - в первую очередь - сами шкидцы, эти гавроши Октябрьской
революции, эти бесшабашные и вместе с тем думающие, читающие, сочиняющие
стихи босяки!..
Недавно мне показали рисунки, сделанные молодым художником к одному из
"шкидских" рассказов. Человек талантливый, владеет рисунком, чувствует
композицию, но - как все это грубо, примитивно, как безвкусно берет
иллюстратор самое, на его взгляд, яркое, выигрышное, каких дегенератов с
чубиками и в полосатых тельняшках он изобразил!..
У Тырсы Шкида одета так, как она и одевалась в те суровые годы - в
поношенную, потертую и бесцветную одежду. Художник не любуется этим рубищем,
но он знает и любит каждую деревянную пуговку на холщовой рубахе, каждую
складку, каждую вмятину на штанах из чертовой кожи. Он знает, так сказать,
не только художественную, но и потребительскую, рыночную цену всем этим
предметам. И потому все это так долго живет и так глубоко трогает.
Вспоминаю Тырсу, перелистываю другие книги с его рисунками.
"Портрет". Тоже о беспризорниках. Как здорово сделан, например, тот
рисунок, где малолетний правонарушитель Коська, укравший на вокзале
корзинку, вскрывает ее под дощатым настилом дебаркадера. Казалось бы, более
неудобного, невыигрышного положения для героя трудно выбрать. И все-таки
художник усаживает Коську на корточки именно в таком, согбенном, скрюченном
положении, и при этом мы видим, что Коська весь кипит, весь дрожит. Руки его
лихорадочно роются в корзине и выбрасывают оттуда - белье, башмаки, коробки
и прочее "барахло".
А вот повесть "Пакет". Серийное, массовое издание. Тонкий, очень
экономный рисунок пером. Что называется, ничего лишнего.
Генерал Мамонтов появляется в штабе белогвардейской казачьей части.
Перепуганные его неожиданным появлением, офицеры вскочили, вытянулись в
струнку, приветствуют своего шефа. Во всем этом - никакой буффонады, никакой
карикатуры. Наоборот,



Содержание раздела